Опыт управления естественнонаучными интернет-ресурсами (на примере факультета почвоведения МГУ) (2020)

Авторский архив научных публикаций по почвоведению и наукам о Земле
Ответить
Аватара пользователя
Ortstein
Администратор форума
Сообщения: 84
Зарегистрирован: Сб фев 23, 2013 5:28 pm

Опыт управления естественнонаучными интернет-ресурсами (на примере факультета почвоведения МГУ) (2020)

Сообщение Ortstein »

Код: Выделить всё

Рыбальский Н. Н., Долгинова В. А. Опыт управления естественнонаучными интернет-ресурсами (на примере факультета почвоведения МГУ) // Использование и охрана природных ресурсов в России. — 2020. — № 2. — С. 110–116.
УДК 004.9

ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМИ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСАМИ (НА ПРИМЕРЕ ФАКУЛЬТЕТА ПОЧВОВЕДЕНИЯ МГУ)

Н.Н. Рыбальский, В.А. Долгинова
факультет почвоведения МГУ им. М.В. Ломоносова

Аннотация. В статье проанализирован процесс перехода от статических к динамическим интернет-ресурсам. Описаны основные аспекты обеспечения информационной безопасности интернет-ресурсов. Представлен опыт реорганизации ИТ-проектов. Приведена методика построения управленческих процессов. Сформулирован алгоритм управления интернет-ресурсами.

Ключевые слова: почвоведение, природные ресурсы, охрана природы, информационные технологии, ИТ, интернет-ресурсы, сайт, веб-сайт, социальные медиа, соцсеть, информационная безопасность, информационный менеджмент, организация процессов, управление ресурсами.


Введение

На протяжении последних пяти лет интернет-ресурсы стали основными источниками информации для специалистов природно-ресурсной и природоохранной тематики, за два десятилетия пройдя эволюцию от сайтов-визиток в формате "желтых страниц", нацеленных на сам факт представленности субъекта в международном сообществе, до глобальных мультиязычных порталов, содержащих весь спектр информации не только для специалистов, но и для широких кругов населения.

В разгар перехода к новой информационной парадигме крайне актуальным стал вопрос заполнения "вакуума" методологии при управлении информационным обеспечением интернет-ресурсов. По сравнению с коллегами из других научных областей, представители естественных наук склонны к классическому, консервативному подходу при адаптации к новой информационной среде. Это привело к тому, что в 2010-х, в момент точки бифуркации развития интернет-ресурсов, среди сообщества биологов, почвоведов и экологов едва ли существовали подготовленные кадры, способные оседлать новую информационную повестку; всему приходилось учиться самостоятельно, на своих ошибках и опыте предшественников. Именно с такой ситуацией столкнулись авторы этой статьи в 2013 году, когда приступили к работе над сайтом факультета почвоведения МГУ [1]. Это было время бурного расцвета информационных технологий (ИТ) – уже появились первые сложные программные интернет-продукты, и почвоведы и экологи только начинали их осваивать. В то время, сайт факультета был скорее уделом энтузиастов, интересующихся ИТ и не рассматривался большинством специалистов природно-ресурсной и природоохранной сферы как по-настоящему значимый источник информации и ресурсы, выделяемые на данное направление, были крайне ограничены. Все это привело к необходимости кардинально нового подхода к работе, о котором и пойдет речь в этой статье.


История проблемы

Изначально, первые сайты факультета почвоведения МГУ, возникшие в 1996 и 2000 гг., представляли собой набор статических HTML-страниц [2]. При всей допотопности (по сегодняшним технологическим меркам) подобной технической реализации, у нее были плюсы, а именно – работа с подобными ресурсами требовала технических навыков, что повышало надежность интернет-ресурса в плане информационной безопасности, которая в дальнейших реализациях постоянно была под угрозой.

Именно эта проблема в первую очередь возникла после 2005 г. у создателей первого сайта факультета почвоведения на CMS (система управления контентом для создания динамических сайтов). Благодаря WYSIWYG веб-интерфейсу (визуальному редактору, сделавшему добавление контента на сайт не сложнее работы в MS Word), работать с сайтом смог широкий спектр пользователей, в том числе не обладающих элементарной ИТ-грамотностью; также появилась возможность работы с сайтом нескольких пользователей одновременно. В итоге, это привело к тому, что в порыве энтузиазма административный доступ к информационному ресурсу раздали всем желающим (в том числе студентам), не особо контролируя их деятельность, что вылилось в гигантскую дыру в информационной безопасности ресурса.

Авторы статьи не будут приводить подробности хакерских атак, да и просто студенческих шалостей на сайте; однако, справедливости ради стоит отметить, что большинство атак на ресурс проводились не целенаправленно злоумышленниками (мало кому из хакеров есть дело до сайта МГУ, это все же не банк), а посредством сканирования сайта скриптами, которые автоматически анализировали весь интернет на сайты, с уязвимостями в CMS. К сожалению, в тот период сайт не воспринимался как значимый ресурс, поэтому плотно им заниматься, следить за его защитой и вовремя обновлять CMS и ее расширения (компоненты, плагины и модули) было некому; что приводило к печальному результату, а именно, к периодическим случаям недоступности сайта, длившихся от нескольких дней, до месяца; а то и показу на сайте сторонней рекламы, встроенной злоумышленниками. Именно после последней такой аварии, когда сайт был недоступен несколько недель, авторы вызвались взять его "на поруки".

В первую очередь предстояла большая работа по вычищению вредоносных скриптов, которыми были нашпигованы буквально все разделы сайта; помимо традиционных (и легко обнаруживаемых) троянов и скриптов в основном коде, также хакерами было оставлено множество бэкдоров – когда вредоносный код "зашивают" в сторонние файлы, чтобы потом снова получить контроль над ресурсом, даже если непосредственно "видимые" скрипты с сайта были удалены. В случае сайта факультета, трояны в основном прятали в файлы изображений, что очень затруднило их поиски, так как за 8 лет (с 2005 г.) пользователи сайта, использую невиданную ранее мощь WYSIWYG-интерфейса, загрузили множество материалов. Их необходимо было сохранить любой ценой, поэтому сайт вычищался буквально по крупицам.

Следующим этапом было обновление CMS и расширений сайта. Наши предшественники несколько лет не обновляли сайт, так как для его корректного обновления необходимо не только вычистить скрипты, но и перекодировать базу данных (БД) в UTF-8, что также представляло по тем временам не самую тривиальную задачу. После перекодировки и удаления сторонних записей, таблиц и пользователей, БД была перенесена на "чистую" установку CMS, на которую потом постепенно переносился очищенный от вредоносного кода контент. Так сайт был обновлен и избавлен от уязвимостей.


Информационная безопасность

После довольно изнурительных работ, многие из которых приходилось делать в ручном режиме, используя текстовой редактор, стало понятно, что нужно кардинально изменить подход к управлению интернет-ресурсами факультета. И тут пригодился опыт внедрения системы MSDN AA, за которую авторы отвечали на факультете в 2009-2011 гг. MSDN AA – это международная программа корпорации Microsoft, которая предоставляет образовательным учреждениям программное обеспечение (ПО) на льготных условиях. Стояла задача обеспечить цифровыми ключами продукции Microsoft, весь парк компьютеров; включая кафедры и все подразделения.

Была создана система кафедральных ответственных за ПО, каждый из которых составлял заявку, где под свою персональную ответственность, подписывая "Условия персонального использования", получал необходимое количество цифровых ключей, указывая контактные данные. Также получить бесплатные ключи для некоммерческих целей могли и студенты, которые также составляли отдельные заявки. Авторами была составлена подробная инструкция, как затем получать цифровые ключи – для этого пользователям необходимо было самостоятельно зарегистрироваться в системе ELMS (Electronic License Management System), через которую уже можно было скачивать ПО и получать ключи. Формировались отчеты и велась статистика по выданным ключам.

Опыт организации этой работы очень пригодился в дальнейшем при реформировании сайта. И не только как практика организации процесса управления ресурсами, но также как и опыт внедрения качественно нового отношения к цифровым технологиям среди сотрудников. То, что пользователи при получении ключей подписывали бумагу, брав на себя определенную толику ответственности, – был первый шаг борьбы с цифровым нигилизмом и несерьезным отношением к ПО как к чему-то виртуальному и незначимому. Именно подобное отношение на предыдущем этапе организации работы с сайтом отчасти привело к взломам и неполадкам.

Поэтому после проведения технических работ, первым делом была создана система кафедральных ответственных – каждым разделом сайта занимался отдельный человек, отвечая за его наполнение и корректность указанной информации. На базе CMS была создана система делегирования административных прав, позволившая ограничить доступ каждого ответственного только к конкретному разделу; кроме того, была убрана возможность удалять какие-либо материалы из БД; их можно было только скрыть с сайта, что опять же повышало информационную безопасность, гарантируя, что даже если ответственный зайдет на сайт с зараженного вирусом компьютера, это не повлечет катастрофических последствий для накопленных годами материалов.

После этого ответственные были также выбраны и для остальных подразделений факультета. В итоге в работу над сайтом было вовлечено более 20 сотрудников – 11 кафедральных ответственных, а также ответственные за конкретные подразделения и разделы сайта, в частности:

– новости;
– абитуриенту;
– аспирантура;
– научные мероприятия;
– проекты;
– дополнительное образование;
– УМС и издания факультета;
– студенту;
– магистратура;
– студенческий совет;
– ученый совет;
– международные связи;
– инновации;
– кружок юного почвоведа-эколога;
– полевые практики и стационар.

Кроме того, несколько позже были назначены ответственные за соцсети (инстаграм, вконтакте, твиттер), о чем будет подробнее рассказано ниже.

Так как сотрудники обладали разным уровнем ИТ-подготовки, было создано несколько подробных инструкций по работе с сайтом, а также наглядные видеоинструкции; чуть позже в процессе взаимодействия с ответственными был составлен FAQ (frequently asked questions – часто задаваемые вопросы). Этот комплекс обучающих материалов позволил преодолеть барьер между цифровым и аналоговым поколениями и в целом несколько повысить интернет-грамотность среди коллег.

Завершающий шаг в плане информационной безопасности – перенос сайта с сервера, физически размещавшегося в помещении, где проходили практикумы у студентов, на профессиональный коммерческих удаленный хостинг. К сожалению, перенос сайта был совершен не в полной мере – на факультете благодаря лоббированию интересов сотрудников, занимающихся локальной сетью, оставался DNS-сервер (фактически – управление доменом факультета), что стабильно пару раз в год приводило к проблемам с доступом к сайту; в то время, как у большинства факультетов МГУ, DNS сервер администрировался в специализированном университетском дата-центре.

Тем не менее, все эти меры вкупе с актуализацией CMS и компонентов, повышением защиты сайта и тем, что каждый ответственный работал с сайтом под своей персональной именованной учетной записью, осознавая, что несет личную ответственность – привели к минимальному количеству неполадок за те семь лет, пока авторы занимались информационными ресурсами факультета в интернете. И хотя периодически атаки на сайт происходили, их всегда вовремя получалось купировать и благодаря регулярной системе создания резервных копий – восстановить работоспособность в кратчайшие сроки.


Новая информационная повестка

После того, как первостепенная потребность в информационной безопасности ресурса была закрыта и управление процессами было налажено, настал этап реформирования структуры сайта. При разработке новой структуры основной фокус был сделан на улучшении эргономики сайта (чтобы пользователь попадал в нужный раздел за минимальное время), на повышение привлекательности сайта для абитуриентов и расширения "автономности" разделов кафедр.

До 2013 г. у факультета не было никаких соцсетей, поэтому было критически важно представить факультет в основных из них, а именно во ВКонтакте [3], Инстаграме [4], Фейсбуке [5], Твиттере [6] и Ютубе [7], чтобы обеспечить прирост абитуриентов. Создание факультетских групп было рутинным делом, за исключением нескольких эпизодов, например, когда пришлось договариваться с предыдущими владельцами адреса vk.com/soilmsu, чтобы его передали факультету, т.к. важно было обеспечить единообразие всех URL-адресов соцсетей.

Для каждой соцсети планировалось представить конкретного ответственного, но ресурсов на все не хватало и изначально приоритетным направлением был выбран ВКонтакте; после того, как группу ВКонтакте удалось развить, поддержка ответственных перешла в инстаграм.

Для соцсетей были написаны инструкции по размещению материалов; а на самом сайте были добавлены модули, которые выводили фид соцсетей непосредственно на главную страницу. Таким образом, любой пользователь ВКонтакте мог предложить свою новость, которая, пройдя модерацию, автоматически отображалась на сайте факультета.

Отдельно были инициированы работы по сбору и созданию видеоконтента для ютуб канала, так как эта платформа является наиболее актуальной для продвижения естественнонаучных дисциплин [8]. Были проведены интервью с деканом факультета, собраны уникальные архивные материалы и др. Для того, чтобы дать толчок развитию канала, авторами были переведен и озвучен ролик "Поговорим о почве", набравший около 60000 просмотров; а также проводились переговоры с авторами другого контента, в частности получено разрешение разместить анимационный фильм "Путешествие дождевого червячка", набравший 70000 просмотров. Это направление вложило немалую лепту в популяризацию факультета и повышения интереса абитуриентов.

Также, чтобы повысить интерес абитуриентов, авторами была придумана новая имиджевая концепция позиционирования факультета. К сожалению, молодые люди зачастую еще не в силах оценить блеск научных идей, особенно в нашем монетократическом социуме. На главной странице сайта была создана "баннерокрутилка", в которую помимо прочего был встроен баннер "Где работают наши выпускники?", на котором были изображены логотипы ведущих компаний ТЭК (рис.). В этих компаниях действительно довольно часто устраиваются выпускники нашей альма-матер; однако, это нигде не афишировалось и престиж профессии с загадочным названием "почвовед" для людей извне был далеко не очевиден. Этот простой баннер с фокусом на потенциал карьеры в крупных корпорациях весьма серьезно повлиял на формирование нового имиджа факультета и на мироощущение многих потенциальных абитуриентов.

soilmsu.jpg
soilmsu.jpg (781.46 КБ) 3156 просмотров
Рис. Сайт факультета почвоведения МГУ в состоянии на начало 2020 г.

Другим важным аспектом было в целом подчеркнуть престиж обучения на факультете и максимально, без скромности, присущей академической среде, раскрыть его достоинства в полной мере – учитывая агрессивную конкуренцию со стороны других ВУЗов и факультетов на интернет-площадках, факультет почвоведения МГУ просто-напросто не может сегодня себе позволить излишнюю скромность, хоть она традиционно и является благодатью, присущей стенам Московского университета. Весьма удачным разделом сайта стал "Отзывы студентов и выпускников", который был создан по замыслу ответственного секретаря приемной комиссии Л.А. Позднякова; благодаря этому разделу у многих абитуриентов появилась ясность – чему же все-таки учат на факультете.

Сама структура сайта претерпела глобальные изменения: сформировано "общее" верхнее меню (для которого был реализован функционал "выезжающего" меню), и три боковых – блок с информацией для абитуриентов, студентов и коллег, блоки "кафедр" и "ресурсов". Пункт "абитуриенты" был указан первым, что давало возможность его сразу подметить при заходе на сайт нового пользователя. При нажатии на любой из пунктов меню открывалось подменю с разделами.

Особенно стоит обратить внимание на кафедральный блок меню, в некотором роде "хаб" кафедральных разделов, которые за небольшим исключением являли весьма внушительные конструкции; в частности, наиболее проработанным был раздел кафедры химии почв, который представлял собой полноценный веб-портал.

Слабым местом сайта была неоднородность оформления материалов. Был создан гайдлайн с рекомендациями и правилами оформления материалов на сайте в соответствии с академическим стилем – без излишнего форматирования, капслока, выравнивания по центру, чрезмерных отступов. Каждый материал предлагалось иллюстрировать небольшим изображением, чтобы избавиться от ощущения "стен текста" и логически отделить материалы один от другого. Был инициирован поиск фотографий и собран архив, на основе которого были проиллюстрированы основные разделы сайта. Также, в плане оформления были даны рекомендации несколько отойти от визуализации лопат и других копательных принадлежностей, которые традиционно ставили в логотип факультета, да и вообще куда ни попадя. На взгляд авторов, лопаты вносят сумятицу в неокрепших умах потенциальных абитуриентов; эмблема с лопатой принижает научную составляющую факультета, а также наводит сторонних наблюдателей на неверные ассоциации по меньшей мере со стройбатом, что почем зря распугивает абитуриентов.

Помимо общих рекомендаций, была предложена концепция унификации структуры кафедральных разделов; в частности весьма удачным стало внедрение общего формата кафедральных разделов "Контакты", существенно облегчивших коммуникацию на факультете. В целом, кафедральные разделы возымели большую автономию и каждая кафедра сама решала, в каком направлении себя позиционировать в сети, что привело к здоровой конкуренции между кафедрами, когда они старались разместить больше качественных материалов на сайте, чем их коллеги; и это позитивно повлияло на наполнение многих кафедральных разделов.

К сожалению, формат статьи не дает возможности поделиться всеми подробностями проделанных работ; за эти годы было создано множество новых разделов, существующие же были переформатированы; были проанализированы все страницы сайта и подготовлены рекомендации к их переоформлению. Отдельно нужно упомянуть активистов, которые регулярно помогали с поиском ошибок, предлагали новые материалы на сайт. Ну и конечно, самоотверженная работа ответственных, которые вложили сотни часов упорного труда в оформление своих разделов.


Организация процессов

Внедренная система делегирования административных прав для ответственных за разделы сайта стала воплощением нового неофициального структурного подразделения по работе с информационными ресурсами факультета в интернете. Это была работа на добровольных началах, но при этом с весомой мерой ответственности. Авторам, как руководителям этой группы, постоянно приходилось координировать ее действия, и когда порой возникали какие-то вопросы или сложности, с ответственными проводились индивидуальные тренинги; в том числе дистанционные видеоконференции, на которых наглядно объяснялись те или иные аспекты информационной работы. Учитывая, что вовлеченными в работу над интернет-ресурсами факультета были более 20 сотрудников самых разных возрастов и ИТ-компетенций, некоторые из которых поначалу были несколько далеки от ИТ, организация этих информационных процессов была довольно нетривиальным опытом.

Одним из важных аспектов организации взаимодействия между участниками группы было внедрение нового коммуникационного концепта, который авторы почерпнули при работе в коммерческих организациях, – любая проблема или принятие решений должно было идти только в письменном виде при помощи электронной почты; в дальнейшем это не раз помогало избежать "испорченного телефона", а также внести ясность в то, каким образом принимались те или иные решения. Впрочем этот подход с трудом приживался в нашей академической, традиционно полной неформальных коммуникации, научной среде; но тем не менее, он показал свою высокую эффективность во время возникавших кризисов. Также были предприняты попытки адаптации в этой работе и других управленческих методик, однако они были малоэффективны, так как группа все же была неофициальная, а подобные методы возможно внедрять только "сверху", а не посредством горизонтальных коммуникаций.

Отдельно стоит отметить и сложности при управлении процессами. К примеру, в момент передачи доступа к факультетскому аккаунту первому ответственному за инстраграм еще не существовало формализованной инструкции для этого ресурса. В итоге у ответственного сформировалась крайне размытая степень понимания того, как устроена работа с цифровыми ресурсами факультета и начали возникать сложности как по контенту (провокационные публикации студентов-повстанцев, ратующих за борьбу, как им казалось, с несправедливостью некоторых преподавателей; неоднократное удаление постов-отчетов по грантам), так и по безопасности аккаунта (пароль оказался роздан неопределенному кругу лиц, что привело к попытке "угона" инстаграма).

Этот пример иллюстрирует важность соблюдения минимальных требований к информационной безопасности, необходимость подробной разъяснительной работы и наличие подробных формализованных инструкций, первостепенное значение конкретной персональной ответственности, а также неизбежность повторения фатальных сценариев, если проблема сразу же не была решена в корне.

Одним из интересных практических методов поиска ответственных за социальные сети был опробован открытый конкурс среди студентов и сотрудников. 24 апреля 2019 г. в инстаграме факультета было размещено объявление: "В интернет-команде факультета почвоведения МГУ появилось свободное место – редактор инстаграма. Задача: создавать актуальный и творческий контент для инстаграма факультета – на основе собственных фото и/или репостов. Нагрузка: мин. 1 пост в неделю (но чем чаще, тем лучше).⠀Требования: творческий подход; умение пользоваться инстаграмом; мобильный телефон с хорошей камерой. От нас: моральная и материальная поддержка :) Если тебе это интересно – заполни анкету по ссылке в профиле, и мы с тобой свяжемся. #факультетпочвоведения #почвамгу #почвоведениемгу".

Анкеты принимались через Google Формы. По результатам конкурса на основе заданных критериев (активность в инстаграме и на факультете; фокус публикаций по сходной тематике; идеи по развитию факультетского аккаунта) был выбран новый ответственный, которому были даны конкретные формализованные инструкции, каким образом необходимо вести этот ресурс. Этот опыт показал, что наиболее эффективным является поиск кадров не "на стороне", а непосредственно среди активных пользователей интернет-ресурса для которого подбирается ответственный.


Алгоритм управления интернет-ресурсами

Авторы постарались представить проделанную работу в соответствии с хронологическим порядком, чтобы исходная методология была наиболее приближена к реальности. Полученный опыт управления интернет-ресурсами можно конвертировать в следующий алгоритм:

1. Анализ имеющихся в распоряжении ресурсов (люди, время, деньги).
2. Изучение имеющихся технических спецификаций и архитектуры системы:
– платформа (CMS и ее расширения, БД, языки программирования, веб-сервисы и проч.);
– аппаратные средства (сервер, хостинг, домены и проч.);
3. Обеспечение информационной безопасности:
– создание резервной копии (и автоматизация этого процесса на регулярной основе);
– обеспечение аппаратной и программной защиты проекта (настройка прав доступа, и, если необходимо – передислокация);
– анализ и устранение уязвимостей;
– обновление платформы;
– тестирование;
– составление сопровождающей документации.
4. Реорганизация ресурса:
– разработка концепции;
– составление списка "слабых мест";
– создание новой структуры;
– улучшение эргономики;
– графический дизайн;
– написание гайдлайна по визуализации контента.
5. Организация процесса управления ИТ-проектами:
– анализ персонала и его компетенции;
– распределение секторов ответственности;
– написание должностных инструкций;
– формализация механизма коммуникаций рабочей группы;
– внедрение системы делегирования административных прав;
– составление технической сопроводительной документации;
– обучение персонала, проведение тренингов и семинаров.
6. Социальные медиа:
– составление концепта представленности ресурса в соцсетях;
– регистрация единообразного URL и оформление страниц в соцсетях;
– интеграция соцсетей в основной информационный ресурс (сайт);
– разработка концепта выстраивания отношений с сообществом;
– организация процесса управления соцсетями в рамках рабочей группы.
7. Управление процессами:
– планирование дальнейшего развития проектов;
– оптимизация имеющихся ресурсов (люди, время, деньги);
– модерация рабочей группы;
– рефакторинг технических средств;
– управление инфраструктурой;
– минимизация рисков;
– поддержание атмосферы честности и открытости, борьба с подтасовками и ложью;
– административные функции.


Завершение работы

В январе 2020 г. сайт факультета внезапно был выключен, и авторы с удивлением узнали, что были заочно и без предупреждения сняты с этой работы. Причиной этого стало решение группы по аккредитации факультета, проведенное в режиме "закрытых дверей", о необходимости создания нового сайта и назначения другого руководителя ИТ-направления в интернете. Оказалось, что группой по аккредитации в кулуарах разрабатывался "новый" пустой сайт, которым планировалось заменить существующий; при чем работы эти велись без информирования текущих руководителей интернет-направления. Аргументация при принятии решения о новом сайте была следующей, цитата: "В связи с грядущей аттестацией университета, ректорат выдвинул ряд требований к оформлению официальных сайтов факультетов, которые не могли быть реализованы в рамках нашего старого сайта".

Эта аргументация основывалась на ошибочном утверждении и не соответствовала действительности. "Новый сайт" был создан ровно на той же версии CMS Joomla, что и прежний сайт и не было абсолютно никакой нужды создавать все "с нуля". Не будем вдаваться в подробности, лишь сообщим, что авторы потратили немало усилий на разъяснительную работу по возникшей ситуации и при поддержке многих сотрудников факультета нашему сообществу (кажется?) удалось убедить руководство факультета не подвергать уничтожению колоссальный пласт контента, накопленного за 15 лет; а также не вредить индексу цитирования сайта факультета, который был бы нивелирован при запуске "нового сайта", который не сохранял прежнюю структуру URL, что повлекло бы к потере факультетом лидирующих позиций в поисковиках по многих ключевым запросам. Слава Ломоносову (Ave!), этого не случилось. Судя по тому, что на данный момент прежний сайт онлайн и на него добавляются новые материалы, видимо, было принято решение все же не внедрять "новый сайт", а добавить необходимые для аккредитации материалы на исходный сайт, с сохранением всего богатства, накопленного целым поколением почвововедов факультета. Дизайн же сайта всегда можно с легкостью поменять, благодаря присущей любой CMS системе шаблонов.


Заключение

Для эффективного управления естественнонаучными интернет-ресурсами важно учитывать обратную связь как со стороны коллег (какие задачи в приоритете?), так и со стороны внешних пользователей (что улучшить? какой имидж формируется?). Также нужно учитывать специфику кадров – большинство коллег в данной предметной области не обладают достаточной ИТ-подготовкой, поэтому важно выступать инициатором по вовлечению коллег в работу над проектами, напрямую к ним обращаться и предлагать поучаствовать в работе, объясняя, что по сути наполнение интернет-проектов контентом сегодня не сложнее, чем работа в MS Word или написание email.

Распределенный индивидуальный доступ коллег к интернет-ресурсам на порядок повышает эффективность развития ИТ-проектов, так как позволяет оперативно публиковать материалы и коммуницировать с сообществом в реальном времени. Поэтому приоритетной задачей при организации работы с интернет-ресурсами является формирование рабочей группы ответственных. Перед тем как выдать коллегам доступ к официальным аккаунтам, необходимо подготовить подробные инструкции и обучающие материалы как в области общей компьютерной подготовки (особенно фокусируясь на аспектах информационной безопасности), так и в работе над конкретным ИТ-продуктом. Наиболее эффективный способ обучающих материалов для коллег – видеоинструкции, т.к. записанное единожды видео коллеги могут посмотреть множество раз.

Разграничение прав пользователей и обеспечение строго индивидуального доступа (один логин/пароль в "одни руки") позволяет вести учет версий и правок, дает возможность обеспечивать информационную безопасность и формирует у пользователей более высокий уровень самосознания и персональной ответственности.

При реализации интернет-проектов ключевым фактором является прозрачность в принятии решений и документирование коммуникационных цепочек посредством email-переписки.

Необходима четкая формализация всех аспектов деятельности – от стратегии развития до систематических обновлений ПО и резервных копий всех элементов системы.

Подобный подход к организации работы применим не только к организации ИТ-проектов в естественнонаучной, природно-ресурсной и природоохранной областях, но и в целом, при управлении крупными комплексными интернет-ресурсами.



Литература

1. Официальный сайт факультета почвоведения МГУ. URL: http://soil.msu.ru/
2. Рыбальский Н.Н., Долгинова В.А. Эволюция почвенных интернет-ресурсов на примере сайта факультета почвоведения МГУ // Использование и охрана природных ресурсов в России, 2018., № 4. — С. 25-31.
3. URL: https://vk.com/soilmsu/
4. URL: https://instagram.com/soilmsu/
5. URL: https://facebook.com/groups/soilmsu/
6. URL: https://twitter.com/soilmsu/
7. URL: https://youtube.com/soilmsu/
8. Долгинова В.А., Рыбальский Н.Н. Развитие медиасреды почвоведения на YouTube // Использование и охрана природных ресурсов в России, 2017., № 4. — С. 30-35.



Код: Выделить всё

Рыбальский Н. Н., Долгинова В. А. Опыт управления естественнонаучными интернет-ресурсами (на примере факультета почвоведения МГУ) // Использование и охрана природных ресурсов в России. — 2020. — № 2. — С. 110–116.
The experience of managing natural science Internet resources (at Soil Science Faculty of Moscow State University
N.N. Rybalskiy, V.A. Dolginova
Faculty of Soil Science Lomonosov Moscow State University

The article analyzes the process of transition from static to dynamic Internet resources. Described the core aspects of IT-security of Internet resources. The experience of IT-projects reorganization is presented. Given the methodology of management processes building. The algorithm for managing Internet resources is formulated.

Keywords: soil science, natural resources, environmental protection, information technology, IT, Internet resources, website, social media, social networks, information security, IT security, information management, process organization, resource management.
Ответить