Государственное регулирование агропромышленного производства в России (2011)

Авторский архив научных публикаций по почвоведению и наукам о Земле
Ответить
Аватара пользователя
Gleya
Старейшина
Сообщения: 1354
Зарегистрирован: Пн фев 25, 2013 6:28 pm

Государственное регулирование агропромышленного производства в России (2011)

Сообщение Gleya »

Код: Выделить всё

Долгинова В. А. Государственное регулирование агропромышленного производства в России // Материалы II Международной научно-практической конф. Актуальные проблемы экономических наук. — Т. 2. — Львов, 2011. — С. 22–24.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ

Долгинова В.А., аспирант кафедры агроинформатики факультета почвоведения, МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия

Одной из важнейших составляющих продовольственной безопасности страны является фитосанитарное благополучие посевов, которое обеспечивается применением средств защиты растений (пестицидов) от вредителей, болезней и сорной растительности. За последние 10 лет в России фактически заново создана отрасль по производству отечественных пестицидов. Производственные мощности отечественных заводов позволяют выпускать более 200 наименований продукции [1, с. 18]. Доля применения отечественной продукции в денежном выражении по итогам 2010 года составила 38%, а по площадям применения – 49% [2, с. 41]. Средства защиты растений, производимые в РФ, являются конкурирующим товаром по отношению к товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ по 38-й группе кода ТН ВЭД России [3, с. 289].

Конкуренция с иностранными производителями пестицидов в настоящее время затруднена, так как российские дочерние предприятия крупных иностранных фирм имеют беспроцентный неограниченный товарный кредит от материнских компаний. Иностранные компании формируют на территории РФ трансфертные цены таким образом, чтобы не создавать налогооблагаемую базу у своих дочерних компаний и не платить налог на прибыль. За последние годы отмечается негативная тенденция роста доли иностранных компаний на российском рынке пестицидов. Еще в 2004 году российские компании занимали половину отечественного рынка, но уже к 2010 году их доля снизилась до 28%. Экономический анализ позволил выделить следующие основные причины снижения доли рынка российских производителей: 1) Особенности налогообложения в РФ (необходимость авансовых платежей в бюджет); 2) Ограниченность оборотных средств у производителей ХСЗР; 3) Активная кредитная политика иностранных производителей, имеющих доступ к дешевым финансовым ресурсам.

В конце 90-х начале 2000-х годов широко практиковалось иностранными производителями размещение заказов на мощностях отечественных производителей. На данный же момент производственные мощности российских предприятий загружены только на 24%, в результате чего финансово-экономические показатели предприятий снижаются, себестоимость продукции увеличивается, а средневзвешенная цена отечественных продуктов на внутреннем рынке остается практически неизменной.

Для поддержания отечественного производства пестицидов, сохранения рабочих мест и налоговой базы промышленности ХСЗР, а также для выравнивания экономических условий и избегания формирования иностранными компаниями трансфертных цен для ухода от налога на прибыль предложено провести корректировку действующей шкалы ввозных таможенных пошлин: 1) увеличить импортную пошлину на химические средства защиты растений (38-я группа ТН ВЭД) до 20% от таможенной стоимости; 2) отменить 5% таможенные пошлины на сырье для производства ХСЗР (29-я группа, органические химические соединения ТН ВЭД).

В целях реализации мероприятий государственной программы развития сельского хозяйства на 2008-2012 гг., увеличения объемов наработки пестицидов к сезону 2011 г., расширения их применения и укрепления конкурентных позиций отечественных предприятий, сохранения рабочих мест и увеличения доходов бюджета за счет налоговых отчислений предлагается вернуться к практике субсидирования части затрат на приобретение ХСЗР отечественного производства в размере 30%. Предлагаемая схема проведения субсидирования производителей с/х продукции в 2011 году. Разработана возможная схема, состоящая из следующих шагов. Российский Союз производителей ХСЗР заключает с МСХ РФ соглашение о сохранении цен на определенный вид товаров. В договоре обозначается ассортимент препаратов и размер субсидий с возможностью дополнения по мере регистрации новых препаратов. МСХ РФ как распорядитель бюджетных средств заключает договора с Россельхозбанком и Сбербанком, в которых предусматривается выделение кредитных ресурсов товаропроизводителям в размере субсидии при предъявлении договора на покупку ХСЗР отечественного производства. Ответственность за поставку несет производитель ХСЗР. Сельхозтоваропроизводитель получает кредит и перечисляет средства поставщику ХСЗР. По поступлению средств на счет работников сельского хозяйства, субсидия идет на погашение кредита.

По результатам оценки возможных последствий предполагается, что изменение таможенных пошлин и эффективное кредитование вынудят иностранные компании не поднимать цены на свою продукцию в связи с конкуренцией с российскими производителями, а в случае повышения цен продукция отечественного производства станет еще более привлекательной; увеличение таможенных пошлин создает дополнительный стимул зарубежным производителям для размещения заказов на отечественных заводах, что позволяет снизить затраты иностранных производителей и сохраняет паритет цен; бюджеты разных уровней получат дополнительные доходы за счет увеличения внутреннего производства; доля отечественного производства увеличится, что снизит зависимость от импорта готовой продукции.

Литература:
1. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2009 году». – М.: Министерство природных ресурсов, 2010 г. – 493 c.
2. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения. – М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2010. – 100 с.
3. Н.Д. Эриашвили, М.М. Рассолов Таможенное право. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010 – 463 с.

Код: Выделить всё

Долгинова В. А. Государственное регулирование агропромышленного производства в России // Материалы II Международной научно-практической конф. Актуальные проблемы экономических наук. — Т. 2. — Львов, 2011. — С. 22–24.
Ответить