Развитие медиасреды почвоведения на YouTube (2017)

Авторский архив научных публикаций по почвоведению и наукам о Земле
Ответить
Аватара пользователя
Ortstein
Администратор форума
Сообщения: 84
Зарегистрирован: Сб фев 23, 2013 5:28 pm

Развитие медиасреды почвоведения на YouTube (2017)

Сообщение Ortstein »

Код: Выделить всё

Долгинова В.А., Рыбальский Н.Н. Развитие медиасреды почвоведения на youtube // Использование и охрана природных ресурсов в России. — 2017. — № 4. — С. 30–35.
УДК 338.439
РАЗВИТИЕ МЕДИАСРЕДЫ ПОЧВОВЕДЕНИЯ НА YOUTUBE

В.А. Долгинова, Н.Н. Рыбальский
факультет почвоведения МГУ им. М.В. Ломоносова

Аннотация. Представлена медиасреда почвоведения на YouTube. Выделены основные параметры роста и вовлеченности аудитории ютуб каналов. Дан подробный анализ самого популярного русскоязычного канала по почвоведению. Сформулированы основные критерии, влияющие на развития ютуб канала и предлагаются рекомендации по ведению специализированных каналов почвенной тематики. Рассмотрена концепция развития научных и научно-популярных каналов на YouTube.

Ключевые слова: медиа, ютуб, youtube, канал, видео, блог, влог, почвоведение, интернет, медиасреда, посещаемость, seo, подписчики, просмотры, популяризация, онлайн лекции, дистанционное обучение, социальные медиа, образование, научно-популярный канал.

С момента своего основания в 2005 г. YouTube из нишевого развлекательного портала превратился в самый популярный веб-сайт в интернете [1], на котором посетители смотрят видео совершенно разнообразной тематики – от развлекательных шоу и новостных программ до образовательных лекций, фильмов, влогов (видео блогов). Ежедневно более 500 млн человек (44% мужчины, 56% женщины) из 88 стран мира просматривает более 1 млрд часов видео на 76 языках. Одним из наиболее активно растущих сегментов YouTube является категория «Наука и технологии» [2].


Почвоведение на YouTube

В связи с быстрым развитием интернет-технологий YouTube стал доступен практически каждому владельцу смартфона. Видео формат используется не только для передачи визуальной и аудиоинформации, но и для координации работы коллективов; идут прямые видео трансляции на YouTube с лекций, конференций и из лабораторий по всему миру и даже с космических объектов – Международной космической станции (МКС). Сегодня YouTube особенно активно используется в образовательных технологиях – преподаватели показывают учебные фильмы на занятиях и используют видео в иллюстративных целях [3]. Кроме этого, набирает популярность дистанционное обучение, повышение квалификации и самообразование – полноценные онлайн видеолекции ведущих вузов, мастер-классы и вебинары. Платформу активно осваивают и довольно консервативные сообщества. Не отстают и научные и учебные коллективы почвоведов.

Для поддержания и развития научной коммуникации в почвоведении крайне важно научиться создавать понятные и интересные научные видео как для потенциальных абитуриентов профильных вузов, чтобы заинтересовать их уникальной специальностью, так и для более широкого круга зрителей, желающих расширить свой кругозор или получить ответ на конкретный теоретический или практический вопрос. С помощью видео открываются также широкие возможности для координации совместной работы территориально-распределенных научных коллективов.

Медиасреда почвоведения в широком смысле включает в себя все материалы о почвах, которые публикуются на просторах интернета, а в контексте видео публикаций речь идет обо всех тематических роликах на YouTube. В русскоязычном YouTube профессиональные видео о почвах и почвоведении уступают любительским видео как по количеству, так и по популярности. Несколько иная картина наблюдается в англоязычном сегменте, где число профессиональных видеоматериалов лидирует по количеству, но не по числу просмотров [4].

Общая емкость медиасреды почвоведения на YouTube по запросу «Soil science» перевалила за 900 тыс. видео; при этом, русскоязычный сегмент медиасреды показывает серьезное проседание – по запросу «Почвоведение» находится всего 800 видео, что вызывает особо удивление в связи с тем, что русскоязычный сегмент YouTube является одним из наиболее популярных и быстроразвивающихся в мире [5]. В связи с этим, становится крайне актуальным детальное изучение механизма развития почвенных ютуб каналов.


Анализ канала AgroPrognoz

Наиболее популярным почвенным русскоязычным ютуб каналом является AgroPrognoz ( http://youtube.com/AgroPrognoz ). Одной из миссий канала AgroPrognoz является популяризация и повсеместное распространение знаний о почвах и почвоведении среди широкого круга заинтересованных лиц – от фермеров и аграриев, до бизнеса и междисциплинарных научных сообществ. На канале AgroPrognoz опубликованы более 100 роликов, в которых освещаются следующие темы:

- почвоведение;
- удобрения;
- защита растений;
- сельскохозяйственные культуры;
- продовольственная безопасность;
- законы, госпрограммы;
- ГИС, ДДЗ;
- агростатистика;
- агрокомпании;
- агромаркетинг;
- терраформирование;
- мероприятия;
- иностранный опыт.

Подписка и доступ ко всем материалам на канале – бесплатные. Каждую неделю публикуются новые видеоматериалы и ведется коммуникация со зрителями посредством секции «комментарии». Видеоматериалы в краткой форме дают ответы на вопросы, волнующие как профессиональных почвоведов и аграриев, так и начинающих естествоиспытателей, фермеров и специалистов смежных отраслей, что обеспечивает стабильный прирост числа заинтересованных участников в среднем по 7-10 новых подписчиков в день (рис. 1). Средняя длина одного ролика – 11 минут, средняя длина просмотра видео – 3 минуты; удержание аудитории составляет 32%, что показывает значительный интерес к содержанию видео. Ежемесячно видео на канале просматриваются более 7000 раз, общая длина просмотра в 14 дней и 20 часов. Таким образом, потенциальный объем аудитории канала уже сейчас более чем в три раза превосходит размер базы подписок.

image001.jpg
image001.jpg (55.71 КБ) 4226 просмотров
Рис. 1. Динамика роста количества просмотров видеоканала «АгроПрогноз», %

Всего на канал подписано 1700 человек. Кто же смотрит канал о почвах и почвоведении? Основа аудитории – мужчины в возрасте от 25 до 44 лет из разных регионов России и стран СНГ (66% зрителей, рис. 2). Поскольку большая часть зрителей попадает на канал через поисковую систему YouTube, наиболее часто запрашиваемые ключевые слова, совпадающие с метаданными канала AgroPrognoz, дают представление о преобладающих интересах аудитории. Десять самых популярных поисковых фраз, формирующих источник трафика на канал: «пестициды», «почвоведение», «гербициды», «фунгициды», «минеральные удобрения», «почва», «гумус», «агрохимия», «агрономия», «инсектициды». Таким образом, на данный момент контент канала привлекает внимание в основном студентов и молодых специалистов – работников агросектора.

image002.jpg
image002.jpg (63.2 КБ) 4226 просмотров
Рис. 2. Распределение зрителей канала AgroPrognoz по возрастным группам, %

Вопросы почвоведения, охраны почв, агрохимические и агротехнические темы преимущественно рассматриваются на канале безотносительно территориальной специфики – большая часть видео затрагивает фундаментальные теоретические и концептуальные практические вопросы, которые актуальны для жителей разных регионов мира. Несмотря на то, что выпуски ведутся только на русском языке, местоположение зрителей значительно варьируется – от регионов России и стран СНГ до США, Германии и других стран (табл. 1). Недавно появились также специализированные выпуски по отдельным регионам – сельское хозяйство в России, Нидерландах, Японии, что открыло новые источники трафика.

Таблица 1.
Страны воспроизведения видео роликов с канала AgroPrognoz
Страны Время просмотра, мин. (%)
Россия 8816 (41,0%)
Украина 7651 (36,0%)
Казахстан 1238 (5,8%)
Молдова 668 (3,1%)
Беларусь 552 (2,6%)
США 481 (2,2%)
Киргизия 250 (1,2%)
Азербайджан 248 (1,2%)
Германия 162 (0,8%)

В настоящий момент ведутся работы по подготовке выпусков, посвященных фундаментальным аспектам почвоведения и наук о Земле, экологии, продовольственной безопасности, космическому почвоведению и терраформированию, математическим долгосрочным прогнозам и моделированию урожая сельскохозяйственных культур.


Что делает научный YouTube канал популярным?

Для начала давайте посмотрим, что пользователи интернета ищут на YouTube: основные поисковые запросы связаны со «студенческими» ситуациями — поиск видеолекций по почвоведению, отзывов на вузы и факультеты, вариантов трудоустройства для почвоведа (рис. 3). Анализ интересов пользователей может стать хорошей отправной точкой для выбора темы видео, которое может стать популярным уже только благодаря органическому росту из-за высокого стартового интереса, что в том числе и произошло с видео отзывом «МГУ факультет почвоведения – диплом выпускника» с канала «Алчность Знаний», набравшим больше 2 тысяч просмотров менее чем за месяц.

image003.jpg
image003.jpg (33.42 КБ) 4226 просмотров
Рис. 3. Популярные тематические поисковые запросы на YouTube

Среди популярных запросов по ключевому слову «почва» в YouTube встречаются: виды почв; типы почв; эрозия почв; почва и ее соста;, почва для клубники / орхидеи / картофеля; почва как среда обитания; почвопокровные растения и другие. В русскоязычном интернете более репрезентативны данные по поисковым запросам Яндекс, поскольку по совокупной ежедневной аудитории эта поисковая система сейчас лидирует в России: посещение более 12 млн человек каждый день по данным на 2016 г. [6]. Общее количество запросов по ключевому слову «почвоведение» составляет 12,5 тысяч, из них самые популярные темы это: «почвоведение МГУ»; «музей почвоведения»; «факультет почвоведения». Среди связанных запросов наибольший интерес представляют: «география почва»; «музей институт»; «экология геология» (рис. 4).

Использование популярных тем запросов в названии и других метаданных видео дает возможность алгоритму YouTube показывать ролик в результате поиска пользователей, а также рекомендовать эти научные видео людям со схожими интересами, что повышает шанс у видео быть замеченным целевой аудиторией в интернете. Сам алгоритм YouTube зашифрован, но результаты анализа видео свидетельствуют о том, что метаданные крайне важны для поисковой оптимизации, что подтверждается официальной информацией Справочного центра YouTube [7]. Метаданные (в принятом на YouTube смысле) – это совокупность текстовых параметров видео: название, описание, тэги (ключевые слова). Именно благодаря метаданным система распознает, о чем видео и выбирает, кому его следует рекомендовать к показу.

image004.jpg
image004.jpg (160.02 КБ) 4226 просмотров
Рис. 4. Распределение ключевых запросов по теме «почвоведение» в Яндекс, 2017 г.

Следующий важный фактор популярности научных видео – это личность ведущего; харизма автора определяет длительность просмотра ролика, желание зрителя подписаться и возвращаться на канал снова и снова. Если содержание ролика – это «король», то умение заинтересовать зрителя своей подачей материала – это «королева» по вкладу в развитие канала на YouTube. Анализируя самые популярные научные видео, мы выделили личностные характеристики и навыки человека, которые оказывают наибольшее влияние на рост видеоконтента – это позитивная эмоциональная нагруженность повествования, яркая мимика, грамотная речь, взаимодействие с аудиторией, умение доносить информацию творческими способами (съемка зрелищных видеоопытов, поиск неожиданных научных аналогий, использование видеоэффектов и т.д.).

При подготовке видео и метаданных важно учитывать источники трафика – способы воспроизведения ролика пользователем (рис. 5). На сегодняшний момент около 70% просмотров идет через мобильные устройства (смартфоны, планшеты) [8], это означает, что видео, оптимизированное с учетом этой особенности, будет легче восприниматься через небольшой экран. Оптимизация для мобильных устройств включает в себя использование более крупного шрифта, снижение количества мелких деталей, озвучивание названий рубрик или любого другого текста, появляющегося на экране, включение конечных заставок, более активное использование жестикуляции, укрупнение иллюстративного материала.

image005.jpg
image005.jpg (67.72 КБ) 4226 просмотров
Рис. 5. Источники трафика на канале AgroPrognoz (радиус пузырьковой диаграммы – средний просмотр, в мин.).

YouTube – это очень динамичная и насыщенная платформа, подписчики ожидают постоянного обновления канала, и если этого не происходит, то их интерес к каналу со временем угасает, они находят другие медиа источники. Чтобы поддерживать заинтересованность базы подписчиков и привлекать новую аудиторию, необходимо регулярное постоянство выпуска новых материалов; оптимально – видео раз в два дня; достаточно – 1 видео в неделю, минимально – 1 видео в месяц. Большинство крупнейших научных и научно-популярных YouTube каналов придерживаются четкого графика публикаций от 1 до 3 видео в неделю.

Вовлеченность аудитории во взаимодействие с роликами на YouTube дает мощный толчок к росту просмотров; важнейшие показатели социальной активности это коммуникация со зрителями через ответы на вопросы в секции комментариев, пользовательский рейтинг видео, внешние ссылки и распространение материалов через социальные сети и сайты. Чем глубже зрители вовлекаются в контакт с роликами и их авторами, тем больше вероятность попадания видео в рекомендации новым пользователям, это ведет к росту числа подписчиков и просмотров.

Важным показателем для оценки динамики популярности канала является время просмотра видео – показывает общее время просмотра в минутах и является более важным показателем, чем собственно количество просмотров, указываемое цифрами под видео. Чтобы понять суть этой метрики, представим ролик длиной в 1 мин., у которого указано общее количество просмотров – 100, а время просмотра 3 мин. Это означает, что большинство зрителей бросили просмотр видео в самом начале, т.к. их не заинтересовал ролик. Для сравнения представим себе видео длиной в 1 мин. и таким же количеством просмотров – 100, но время просмотра у него составляет 90 мин. Второй ролик, скорее всего, будет набирать популярность на YouTube, тогда как первый может остаться незамеченным.

Показатель, который подскажет автору научного ютуб канала, насколько его видео захватывает внимание зрителей, называется удержание аудитории и вычисляется в процентах. Задача каждого автора на YouTube состоит в том, чтобы стремиться увеличивать долю просмотренного видео от общей длины ролика за счет оптимизации сюжета, создания увлекательного контента, подбора той длины видео, которое готова и хочет смотреть ваша целевая аудитория. Если показатель отказа (когда люди выключают видео через пару секунд после начала воспроизведения) слишком велик, то среднее удержание аудитории может упасть до нескольких процентов, а это в свою очередь сделает практически невозможным органический рост на YouTube за счет внутреннего продвижения видео.


Заключение

Каждую минуту на YouTube загружается 400 часов новых видео, и среди такого огромного числа видеоматериалов любому научному видео очень легко затеряться и остаться незамеченным. Производство научных и научно-популярных фильмов является ресурсоемкой задачей, и если подготовленный ролик не привлечет внимание целевой аудитории и не вызовет обсуждение, то все ресурсы окажутся потрачены впустую. Для оценки состава аудитории и поведенческих характеристик зрителей научного канала нами изучена статистика крупнейшего русскоязычного видеоресурса по почвоведению и выявлены основные факторы, влияющие на популярность научных и научно-популярных видео на платформе на основе анализа 290 видео с 5 специализированных каналов на YouTube и изучения открытых статистических данных на самой платформе и в системе Google Trends.

Оказалось, что даже создание очень качественного профессионального научного ролика не гарантирует достижение целевой аудитории. Развитие первого русскоязычного научного канала о почвоведении AgroPrognoz в формате блога, всесторонне использовавшего вышеописанные подходы, заняло довольно длительный срок (более трех лет). Несмотря на пустующие ниши аграрной и почвенной тематики и кажущееся отсутствие конкуренции, привлечь внимание целевой аудитории к каналу совсем непросто. Но знание базовых подходов в разы облегает эту нетривиальную задачу.

Литература

1. The top 500 sites on the web in 2017. – Alexa Press. URL: https://www.alexa.com/topsites
2. How Many Views Does a YouTube Video Get? Average Views by Category. URL: http://tubularinsights.com/average-youtube-views/
3. Berk R. A. Multimedia teaching with video clips: TV, movies, YouTube, and mtvU in the college classroom // Intern. J. of Technology in Teaching and Learning, 2009. V. 5(1). – Pp.1–21. URL: https://goo.gl/64SJkj
4. Welbourne D.J., Grant W.J. Science communication on YouTube: Factors that affect channel and video popularity // Public Understanding of Science, 2015. – Pp.1-14. URL: http://sciencepolicy.colorado.edu/students/stpr4100/welbourne_2015.pdf
5. Долгинова В. А., Рыбальский Н. Н. Представленность почвоведения на youtube // Использование и охрана природных ресурсов в России, 2017. № 3. – С. 110–114.
6. Аудитория пользователей интернета в России в 2017 году. URL: http://mediascope.net/press/news/744498/?sphrase_id=172021
7. Справочный центр – YouTube. URL: https://support.google.com/youtube#topic=4355169
8. YouTube Statistic Report 2017. URL: https://expandedramblings.com/index.php/youtube-statistics/

Код: Выделить всё

Долгинова В.А., Рыбальский Н.Н. Развитие медиасреды почвоведения на youtube // Использование и охрана природных ресурсов в России. — 2017. — № 4. — С. 30–35.

Media environment of soil science at YouTube

V.A. Dolginova, N.N. Rybalskiy
Faculty of Soil Science Lomonosov Moscow State University

Studied the media environment of soil science on YouTube. Highlighted the main criteria for growth and engagement of the audience on YouTube. Analysed the most popular soil science channel in Russian language. Formulated the main criteria which influencing the development of the YouTube channel; proposed recommendations on the management of specialized Soil science channels. Considered the development concept of scientific and popular-science channels on YouTube.

Keywords: media, YouTube, channel, video, blog, vlog, soil science, internet, media, seo, subscribers, views, popularization, online lectures, distance learning, social media, education, popular science.
Ответить