Проблемы государственного регулирования внутреннего рынка агрохимических средств (2008)

Авторский архив научных публикаций по почвоведению и наукам о Земле
Ответить
Аватара пользователя
Gleya
Старейшина
Сообщения: 1354
Зарегистрирован: Пн фев 25, 2013 6:28 pm

Проблемы государственного регулирования внутреннего рынка агрохимических средств (2008)

Сообщение Gleya »

Код: Выделить всё

 Хомяков Д.М., Долгинова В.А.,  Проблемы государственного регулирования внутреннего рынка агрохимических средств // Агрохимия и экология: история и современность. Материалы международной научно-практической конференции. — Т. 1. — ВВАГС Нижегородская гос. с.-х. академия. – Н.Новгород, 2008. — С. 77–80.
ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА АГРОХИМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

Д.М. Хомяков, В.А. Долгинова
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет почвоведения, кафедра агроинформатики

В условиях повышения стоимости сельскохозяйственной продукции, увеличения ее потребления на мировом и внутреннем рынках, постоянном росте ее импорта конкурентоспособность российских агропроизводителей в значительной степени зависят от состояния почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения и эффективного использования агрохимических средств. Неразвитость инфраструктуры потребления, отсутствие платежеспособного спроса, ограниченный объем внутреннего рынка, наряду с существующими значительными промышленными мощностями и уникальной сырьевой базой для производства минеральных удобрений обуславливают растущий экспорт агрохимических средств в независимости от конъюнктуры мирового рынка. В последние годы наметилась тенденция постепенного роста объемов применения удобрений отечественными сельхозпроизводителями, чему способствует и государственное регулирование внутреннего рынка агрохимических средств, - федеральной целевой программой (ФЦП) «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 гг.», утвержденной Постановлением правительства РФ № 99 от 20.02.2006 г., а также государственной программой «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.», утвержденной Постановлением правительства №446 от 14.07.2007.

Механизм компенсации части затрат на минеральные удобрения изменялся. В 2000-2001 г. на минеральные удобрения устанавливались фиксированные цены. Они прописывались в соглашениях заключаемых между предприятиями и Министерством сельского хозяйства РФ. С 2002 г. выплаты производились конечному потребителю – сельхозтоваропроизводителю. Средства выделялись из федерального бюджета органам управления АПК в регионах согласно представленным сельхозпроизводителем документами (табл. 1).

В 2006 г. субсидирования на приобретение минеральных удобрений не было в следствие отсутствия в этот период нормативно-правовой базы - федерального закона, регламентирующего общий порядок государственной поддержки и регулирования агропромышленного комплекса. Законодательная регламентация этой деятельности основывалась до 2005 г. на Федеральном законе от 14 июля 1997 года № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства», утратившего силу с 1 января 2005.

Таблица 1 Объемы выделения финансовых средств на компенсацию части затрат на приобретение удобрений и агрохимические работы до 2006 г., млн. рублей (округленно, данные МСХ РФ)
Годы 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Субсидии на приобретение мин. удобрений и агрохимические работы 2450 2650 2397 2098 1200 2630

Упомянутая выше ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв … России на 2006 - 2010 гг.» предусматривает проведение комплекса взаимосвязанных технических, организационных, экологических, технологических и хозяйственных мероприятий с соответствующим финансовым, материально-техническим, научным и информационным обеспечением. Предполагается субсидирование из средств федерального бюджета на приобретение минеральных удобрений и проведение агрохимических мероприятий в сумме 3014,6 млн. руб. за весь период реализации программы (табл. 2).

Таблица 2. Некоторые мероприятия ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 гг.», осуществляемые за счет средств федерального бюджета (данные МСХ РФ).
Мероприятие/годы 2006-2010* 2006 2007 2008 * 2009 * 2010 *
ФЦП, млн. руб 20975.5 3560.0 4047.6 4092.7 4300.8 4972.4
Субсидии на приобретение мин удобрений и агрохимические работы, млн. руб 3014.6 0 250.0 322.0 1055.2 1387.4
Внесение минеральных удобрений (млн. т) 9.8 1.6 1.8 1.9 2.1 2.4
Фосфоритование почв с низким естественным плодородием, тыс. га 285 45 48 52 60 80
«*» - прогноз

Размеры субсидий рассчитываются по ставке на 1 га посевных площадей. Вклад субъекта РФ должен составлять не менее 30% объема средств, предоставляемых на эти цели за счет средств федерального бюджета.
Государственная программа «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.» направлена на улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства. В ней также запланировано выделение субсидий на закупки минеральных удобрений (табл. 3). За период ее реализации будет приобретено более 175 тыс. тракторов и 55 тыс. зерноуборочных комбайнов, что позволит обновить парка тракторов на 40 % (с учетом списания этой техники), а зерноуборочных комбайнов - на 50 % к уровню 2006 г.

Таблица 3. Некоторые планируемые показатели ресурсного обеспечения Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 гг., млн. руб.
Мероприятия /годы 2008 2009 2010 2011 2012 Всего
1. Поддержание плодородия почв 8 174.4 10 667.3 11 404.4 12 195.9 12 982.5 55 424.5
субсидии на приобретение мин. удобрений 2300.0 3400.0 4120.0 4950.0 5400.0 20 170.0
мониторинг плодородия почв 65.0 65.0 65.0 65.0 65.0 325.0
2. Повышение финансовой устойчивости АПК 44 003.9 51 283.7 65 622.2 64 935.8 66 854.5 292700.1
повышение доступности кредитов 22 826.7 31 096.4 38 445.1 40 238.4 40 537.1 173143.7
техническая модернизация сельского хозяйства 6 450.0 7 360.1 8 450.0 10 297.4 11 547.4 44104.9
Всего по программе: 76 295.6 100 000 120 000 125 000 130 000 551295.6

В рамках данной государственной программы будут выделены средства на повышение почвенного плодородия в размере 55424.5 млн. руб. в течение 2008-2012 гг. (табл. 3): субсидии сельхозтоваропроизводителям на приобретение минеральных удобрений - 20170 млн. руб. за весь период, на мониторинг плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения на основе материалов агрохимического и экологотоксикологического обследования – 325 млн. руб. Для повышения финансовой устойчивости сельского хозяйства предполагается выделить 292700.1 млн. руб., в том числе на субсидирование процентных ставок по краткосрочным и инвестиционным кредитам; техническую и технологическую модернизацию, а также на снижение рисков в сельскохозяйственном производстве.

Следующим этапом государственного регулирования внутреннего рынка агрохимических средств призвана стать «Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности РФ до 2015 г.», проект которой будет утвержден в I квартале 2008 г.

Код: Выделить всё

 Хомяков Д.М., Долгинова В.А.,  Проблемы государственного регулирования внутреннего рынка агрохимических средств // Агрохимия и экология: история и современность. Материалы международной научно-практической конференции. — Т. 1. — ВВАГС Нижегородская гос. с.-х. академия. – Н.Новгород, 2008. — С. 77–80.
Ответить