YouTube как источник информации по почвоведению (2022)

Авторский архив научных публикаций по почвоведению и наукам о Земле
Ответить
Аватара пользователя
Ortstein
Администратор форума
Сообщения: 84
Зарегистрирован: Сб фев 23, 2013 5:28 pm

YouTube как источник информации по почвоведению (2022)

Сообщение Ortstein »

Код: Выделить всё

Долгинова В. А., Рыбальский Н. Н. YouTube как источник информации по почвоведению // Использование и охрана природных ресурсов в России. — 2022. — № 1. — С. 72–75.
УДК 631.4, 004.9

YOUTUBE КАК ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ ПО ПОЧВОВЕДЕНИЮ

В.А. Долгинова, к.б.н., Научно-аналитический центр "Агропрогноз"
Н.Н. Рыбальский, к.б.н., факультет почвоведения МГУ им. М.В. Ломоносова

Аннотация. В статье проведен анализ статистических данных наиболее популярных видеороликов по почвоведению, размещенных на платформе YouTube. Выделены основные YouTube-каналы на русском языке, связанные с почвоведением, и систематизированы темы, освещающиеся в опубликованных материалах. На основе семантического анализа расшифровки текста видео и комментариев зрителей определены ключевые слова, описывающие приоритетную тематику видео и найдены пустующие ниши. Разработана методика вычисления статистической нормы показателей лайков и комментариев и их соотношения для видео по почвоведению. Даны рекомендации по созданию более эффективных и конкурентоспособных видео почвенной тематики.

Ключевые слова: почвоведение, почва, видео, медиа, статистика, YouTube, семантический анализ, ютуб, канал, блог, интернет, социальные медиа, соцсеть, алгоритм.


Введение

Почвоведение — это многомерно развивающаяся наука, имеющая большой потенциал в просвещении широкой общественности в естественно-научном поле. Одно из важнейших задач почвоведов является повышение информированности людей из разных областей знаний и профессиональной деятельности, повышения фокуса на ценности почв, объяснения как функционируют почвенные процессы на разных уровнях и каким образом рациональное использование почвенных и земельных ресурсов поможет обеспечивать продовольственную безопасность на Земле. Поддержку образовательных процессов и методологии для широких масс сегодня главным образом позволяет решить видеоформат материалов о почвах (лекции, семинары, фильмы о почве, интервью и проч.).

Ежегодный рост доступности интернета в мире и увеличение средней стационарной скорости подключения до 100 Мбит/с и мобильной до 60 Мбит/с [1] дает возможность зрителям просматривать видео в высоком разрешении не только за стационарном компьютере, но и в любое удобном месте на мобильных устройствах при помощи бесплатных видеоплатформ с ежесекундно пополняемым разнообразным контентом, который создают сами участники сообщества — от сотрудников научно-исследовательских организаций до энтузиастов и любителей. А учитывая, что Россия входит в топ-10 стран по количеству интернет-пользователей (рис. 1) [2], запрос на качественную научную и научно-популярную онлайн-информацию, в том числе по почвоведению, здесь также крайне велик.

internet-users.jpg
internet-users.jpg (41.63 КБ) 2128 просмотров
Рис. 1. Страны с наибольшим количеством интернет-пользователей по состоянию на февраль 2022 г. (млн; по данным Statista)


Актуальность исследования

Для обеспечения хранения и доступа к видеофайлам требуются огромные серверные мощности и онлайн-инфраструктура; на сегодня есть несколько главных видеоплощадок, предоставляющих любому пользователю возможность загружать, публиковать и комментировать видеоролики — это международная площадка YouTube, а также российские сервисы RuTube, VK Видео, Яндекс.Дзен, Telegram и некоторые другие. Ученые и преподаватели всего мира активно используют современные социальные медиа для популяризации и распространения научного знания о почвоведении, экологии, земледелии, агрохимии и смежных дисциплинах.

Представленность почвоведения на YouTube за последние 5 лет заметно расширилась, если в 2017 году по запросу "Почвоведение" в поиске было всего 800 видео [3], то сегодня количество роликов по этой теме составляет 7250 — и это только русскоязычный сегмент. За десятилетие накопился большой массив статистических данных по почвенным видео, и работа алгоритмов рекомендаций и поиска на YouTube на основе машинного обучения и учтенной реакции зрителей ранжировала видео по суммарным показателям качества видео и вовлеченности аудитории в предмет; эти данные находятся в открытом доступе и их важно анализировать, чтобы повышать качество контента по почвоведению.


Цель и задачи исследования

Поскольку на YouTube с момента его основания в 2005 году и до сегодняшнего момента сформировался наибольший архив видеоматериалов по почвоведению, в целях данного исследования была выбрана именно эта площадка.

Цель исcледования — оценить саморазвивающуюся видеоплатформу на примере YouTube с точки зрения контента по почвоведению: какие темы освещаются в видео, и какие темы наиболее / наименее представлены, что больше всего привлекает и удерживает внимание зрителей.

Задачи:

• сформировать базу данных топ-100 самых популярных видео по почвоведению;
• выделить основные YouTube-каналы, связанные с почвоведением (по просмотрам);
• определить статистическую "норму" показателей и их соотношения для видео по почвоведению (на основе данных о количестве просмотров, лайков и комментариев);
• выделить и ранжировать ключевые слова, описывающие приоритетную тематику по частоте употребления в речи автора / авторов видео;
• выделить и ранжировать ключевые слова, описывающие интересы зрителей по частоте их употребления в комментариях к видео;
• провести семантический анализ видео по почвоведению и комментариев пользователей.


Объекты и методы

Основной источник информации и статистических данных — поисковая выдача на сайте https://youtube.com/ по запросу "почвоведение". Отбор видео для анализа шел по двум группам: самые популярные видео по количеству просмотров (1 группа) и связанные видео, которые еще смотрят пользователи по этой теме с наибольшим ютуб-рейтингом (2 группа). Общее количество отобранных для исследования видео: 100 шт. Сформирована база данных по следующим статистическим показателям: YouTube-канал и тема видео; количество просмотров, лайков, комментариев; длина видео; расшифровка аудиодорожки видео (субтитры), текст комментариев.

Разработан индекс "статистической нормы" показателей iL (норма лайков) и iC (норма комментариев) ютуб-видео по почвоведению, который рассчитывается по соотношению количества лайков к просмотрам и количеству комментариев к просмотрам по формулам: iL = (L / w) * 100 и iC = (C / w) *100 , где L — лайки, C – комментарии, w – просмотры на видео. На основании значений этого индекса построена карта ценности видеоматериалов (value map) для поиска неохваченных тематических ниш и более четкого позиционирования роликов.

Для ранжирования ключевых слов используется алгоритм анализа текста — подсчет частоты слов, реализованный программно: все слова переводятся в нижний регистр, не учитываются слова из одной и двух букв. Из полученного ранжированного списка аналитически выбираются первые три "тематических" термина (набравшие больше баллов), а слова, не несущие почвенный смысл, наподобии "который", "теперь", "поэтому" — опускаются. Получается, что каждое видео или набор комментариев можно описать тремя (ключевыми) словами, которые встречаются наиболее часто и которые кратко и емко отражают суть материалов — такой прием вычленения сути того или иного источника контента является широко распространенным среди специалистов по PR. Полученные данные представлены двумя группами показателей: топ-3 ключевых слова по частоте встречаемости в субтитрах и топ-3 ключевых слова по частоте встречаемости в комментариях (при их наличии).

Дополнительная статистика по запросам и количеству видеоматериалов в теме "почвоведение" взята из открытых источников на сайтах поисковых систем Google и Яндекс, а также на аналитических сервисах сбора онлайн-статистики и ранжирования по количеству запросов — Google Trends и Yandex Wordstat.


Обсуждение результатов

На основе статистических показателей из сформированной базы данных "Топ-100 видео по почвоведению в русскоязычном сегменте YouTube" выделены наиболее популярные источники почвенной информации (табл. 1), среди которых 21% суммарных просмотров генерируют два ютуб-канала: Факультет почвоведения МГУ (16%) и канал выпускников этого факультета "Агропрогноз" (5%). По длине созданных видеоматериалов в минутах лидирует ютуб-канал "Почвенный институт", опубликовавший 18% объема тематической информации в предметной области, далее следуют каналы "Факультет почвоведения МГУ" (15%), СПбГУ (8%) и "Агропрогноз" (7%). Видео про почвоведение изученной выборки были просмотрены 800.000 раз и продолжают набирать просмотры.

Таблица 1. Высокорейтинговые ютуб-каналы по почвоведению на русском языке

Канал на YouTube Суммарная длина видео, мин Суммарное количество просмотров
Ваше Плодородие 7 329000
Факультет почвоведения МГУ 531.5 117960
InternetUrok.ru 24.5 100800
КУЛЬТИВАТОР 41.5 69600
FORUMHOUSE 12 43900
Агропрогноз 226 41440
Алексей Перепелица 13 22800
Питомник растений "Южный" 14 16100
Красноярcкий ГАУ 83.5 11300
Дача в городе 73 10100

Выделенные топ-10 ютуб-каналов сгенерировали 96% суммарных просмотров видео в тематике "почвоведение" (рис. 2), и самыми просматриваемыми темами выпусков стали: "Две причины истощения почвы", фильм "Поговорим о почве", "Почвы и факторы их образования. Видеоурок по географии 8 класс", "Основные типы почв России. Видеоурок по географии 8 класс", "Азы почвоведения. Классификация почв, удобрения, кислотность", "Минимальная обработка почвы. Технологии растениеводства. Земледелие", "Почва (Школфильм, 1989 г.)", "Различия почв. Как обрабатывать почву? Технологии растениеводства".

youtube-science.png
youtube-science.png (15.9 КБ) 2126 просмотров
Рис. 2. Доля топ-10 каналов по почвоведению в общем количестве просмотров среди наиболее рейтинговых тематических видео

При оценке "нормы" статистических показателей используется среднее значение индекса лайков iL = 3,25 и индекса комментариев iC = 0,28; это означает, что для видео по почвоведению выше среднего являются следующие показатели: 33 лайка и 3 комментария на 1000 просмотров видео. В верхний квартиль попадают значения iL = 4,41 и iC = 0,29 (т.е. 44 лайка и 3 комментария на 1000 просмотров считается уже хорошим результатом). Важно учитывать, что в других нишах эти показатели могут значительно варьировать — чем более развлекательный контент и молодая целевая аудитория, тем в среднем выше будут показатели лайков и комментариев. Если говорить о YouTube в целом, то среди блогеров считается, что 100 лайков на 1000 просмотров — это универсальный высокий показатель [4], позволяющий судить о большом потенциале ролика на широкую аудиторию.

В массиве ключевых слов из расшифровки видео выделено 107 значимых терминов (рис. 3), среди которых наиболее часто употребляются в видеоматериалах по почвоведению следующие (по убыванию): "почва" (20,2%), "почвоведение" (6,9%), "человек" (4,0%), "горизонт" (3,2%), "растения" (2,8%), "студенты" (2,4%); немного реже встречаются термины — "территории", "наука", "агрохимия", "земля" (по 1,6%); в следующую группу по частоте употребления в видео попали слова — "кафедры", "поле", "экология", "работа", "удобрения", "факультет", "вода", "метод" (по 1,2%); и остальные ключевые слова встречаются не чаще 1,0% — это "образование", "практика", "лаборатории", "профиль", "почвообразование" и др.

soil-cloud.jpg
soil-cloud.jpg (120.04 КБ) 2126 просмотров
Рис. 3. Облако терминов в формате взвешенного списка из расшифровки топ-100 видео по почвоведению на основе частоты слов (графика создана в https://wordart.com/)

Среди комментариев пользователей выделено 76 значимых терминов, которые показывают ключевые интересы зрителей — что люди обсуждают и какие вопросы задают после просмотра видеоролика. Наиболее часто встречаются слова: "почва" (7,6%), "почвоведение" (5,0%) "видео" (5,0%), "лекции" (4,2%), "почвовед" (3,4%), "преподаватель" (3,4%); группа слов "практика", "человек", "земля" встречается с частотой 2,5%; термины "автор", "Докучаев", "агрономия", "песок", "удобрения", "гумус", "слои", "Россия", "земледелие" употребляются с частотой 1,7%; и остальные слова встречаются реже 1% — это "монолиты", "география", "микроорганизмы", "металлы", "лес", "биоразнообразие", "температура", "растительность", "вредители", "углерод", "азот", "калий", "зерно", "глина", "электрохимия", "морфология" и др.

Семантический анализ видео по почвоведению в сравнении с комментариями показал, что существует недостаток видеоматериалов по морфологии, структуре и гранулометрическому составу, водному режиму, электрохимии и радиоэкологии почв, при этом запрос на эти темы уже сейчас сформирован. Есть интерес к темам, связанным с удобрениями, агротехнологиями и общими вопросами земледелия и растениеводства, включая объяснение "на пальцах" самых базовых аспектов, которые могут быть интересны не только профессиональным почвоведам, но и любителям природы, садоводства и огородничества. Присутствуют единичные видеоматериалы по генетическому почвоведению и происхождению разных типов почв, но их явно недостаточно. Еще одна актуальная пустующая ниша — видео по цифровым и айти решениям в почвоведении.

Чтобы лучше понять “неозвученные” запросы пользователей по тематике "почвоведение", обратимся к ранжированному списку поисковых запросов в YouTube (рис. 4), из которого видео, что наибольшим спросом со стороны зрителей пользуются профессиональные научные материалы — лекции и презентации по материалам ведущих высших учебных заведений, а также краткие и простые объяснения терминов и основных понятий. Важно учитывать, что аудитория YouTube крайне разнообразна по возрасту, подготовке и интересам, поэтому для популяризации науки так важно сочетать материалы академического уровня (научные конференции и семинары) и короткие развлекательные видео, понятные широкой аудитории.

soil-queries.png
soil-queries.png (23.87 КБ) 2126 просмотров
Рис. 4. Популярные тематические поисковые запросы на YouTube в марте 2022 г.

Для оценки потенциального охвата (сколько видео может набрать просмотров), проведен анализ общего количества запросов по ключевому слову "почвоведение" в поисковой системе Яндекс [5] — на сегодня это 22,3 тыс. запросов в месяц, что почти в два раза больше, чем пять лет назад — так в 2017 году было 12,5 тыс., из них самые популярные темы это: "музей почвоведения" (3 тыс.), "почвоведение в Санкт-Петербурге" (1,6 тыс.) и "почвоведение МГУ" (1,5 тыс.), "факультет почвоведения" (1,2 тыс.), "Докучаев почвоведение" (1,1 тыс.). Среди связанных запросов наибольший интерес представляют: "почва" (1,1 млн), "земля это" (426 тыс.); "почва это" (59 тыс.), "состав почвы" (23 тыс.), "грунт это" (21 тыс.), "виды почв" (18 тыс.), "земледелие это" (17 тыс.).


Выводы

Платформа YouTube содержит ценную интерактивную видеобиблиотеку информации о почвах, которая пополняется авторами в реальном времени. Анализ видео, представленных в поисковой выдаче YouTube по ключевому слову "почвоведение", показал, что среди ютуб-каналов, содержащих видео с наибольшим количеством просмотров, более половины созданы специалистами с профильным образованием и научным опытом.

Среди профильных каналов по почвоведению основными источниками профессиональной научной и научно-популярной информации являются каналы факультета почвоведения МГУ, СПбГУ, Почвенного института и канал "Агропрогноз". Статистическая норма показателей лайков (iL) и комментариев (iC) для видео почвоведению показала, что если видео набирает 44 лайка и 3 комментария на каждую 1000 просмотров, то это показывает его высокую (верхний квартиль) эффективность в данной конкретной нише. Чтобы популяризация почвоведения в интернете шла более эффективно, нужно стремиться повышать вовлеченность зрителей до среднего показателя в 100 лайков на 1000 просмотров — в этом случае ролики по почвоведению смогут более эффективно конкурировать и в других тематических нишах.

Основные темы, которые освещаются в видео отражают триаду: почва — растение — человек. Большая часть видео ориентирована на студенческую и в целом молодежную аудиторию. Наименее представлены узкопрофильные темы (генетическое почвоведение, морфология, структура и гранулометрический состав почв, водный режим, электрохимия, радиоэкология почв, айти-решения и др.). Внимание зрителей больше всего привлекают короткие динамичные ролики в формате edutainment (обучение + развлечение), в которых “на пальцах” объясняются базовые аспекты почвоведения. Удержание и вовлечение аудитории растет, если видео создано в формате увлекательных видео с большим количеством демонстрационных материалов.

Важными задачами для будущих исследований является оценка качества информации, представленной в видеороликах по почвенной тематике, подробный анализ аудитории и динамики развития тематических каналов, мониторинг внедрения новых форматов вещания — дополнение классических видео-лекций и презентаций возможностями проведения прямых эфиров, коммуникацией со зрителями в режиме онлайн, а также тестирование эффективности коротких вертикальных видео. Исследование показало, что вовлечение аудитории возрастает, если в видео показывается иллюстративный материал с реальными примерами из жизни и работы почвоведов — съемки с полей, практик, из лабораторий и аудиторий университетов.


Литература

1. World Population Review: Internet Speeds by Country, 2022.
URL: https://worldpopulationreview.com/count ... by-country
2. Statista: Countries with the highest number of internet users as of February 2022.
URL: https://statista.com/statistics/262966/ ... countries/
3. Долгинова В.А., Рыбальский Н.Н. Представленность почвоведения на YouTube // Использование и охрана природных ресурсов в России. — 2017. — № 3. — С. 110–114.
4. Долгинова В. А., Рыбальский Н. Н. Алгоритм успеха на YouTube. — Москва: Москва, 2020. — 372 с.
5. Статистика по показам ключевых слов в месяц в системе Yandex Wordstst, Апрель 2022 г. URL: https://wordstat.yandex.ru/#!/?words=почвоведение


Код: Выделить всё

Долгинова В. А., Рыбальский Н. Н. YouTube как источник информации по почвоведению // Использование и охрана природных ресурсов в России. — 2022. — № 1. — С. 72–75.

YouTube as a source of information on soil science
V.A. Dolginova, PhD in Biology, Research Centre “Agroprognoz”
N.N. Rybalskiy, PhD in Biology, Senior Researcher at Soil geography department, Faculty of soil science Lomonosov Moscow State University

The article analyzes the statistical data of the most popular soil science videos posted on the YouTube platform. The main Russian-speaking YouTube channels related to soil science have been highlighted, and the topics covered in published materials have been systematized. Semantic analysis of the text transcript of the videos and viewers' comments gave possibility to identify keywords that describe the priority topics for potentially demanded videos and to find empty niches. A technique has been developed for calculating the statistical norm of likes and comments and their ratio for soil science videos. Recommendations are given for creating more effective and competitive soil videos.

Keywords: soil science, soil, video, media, statistics, YouTube, semantic analysis, channel, blog, internet, social media, social network, algorithm.
Ответить